МБОУ "Новосибирская

классическая гимназия №17"

Новости - Уроки профессора Цыганковой: современное образование и молодежь (2019)

 

23.09.2019                           Уроки профессора Цыганковой: современное образование и молодежь

 

Профессор и выпускница школы в одном лице

Цыганкова Оксана Васильевна, будучи терапевтом и врачом эндокринологом почти с двадцатилетним стажем, изумляла легкостью и красотой своей насыщенной речи. Ей удалось обсудить с детьми сложные вопросы, сопровождая выступление яркой презентацией и запоминающимися примерами. Современное образование и молодежь — так звучала тема, заявленная в начале встречи. На первый взгляд, скучновато звучит, но с первых минут общения с профессором наметился тот редкий контакт с гимназической аудиторией, который позволил обозначить мне ключевые позиции и найти точки пересечения. В ее лице мы нашли наставника, благодаря которому открываются новые горизонты. Уроки Оксаны Васильевны Цыганковой оказались настолько актуальными и нужными, что возникла потребность поделиться их содержанием со своими сверстниками.

 

Система пожизненного обучения

Прежде всего, неожиданной для меня оказалась мысль о том, что мы окончательно уходим из мира, где можно выучиться раз и на всю жизнь. Сейчас для нас выделены специальные часы для изучения конкретных дисциплин, для постижения структуры нашего необъятного человеческого мира. Этого больше не будет. Дальше, на следующих этапах, нам придется самостоятельно выкраивать время для совершенствования своих навыков каждый день, оттачивая уже зафиксированные знания, меняя свое направление. Современному человеку приходится всю жизнь учиться, искать себя. Вскоре, может быть, уже в университете или в колледже, мы будем бродить по Интернет-пространству в поисках интенсивных, практически ориентированных курсов для развития сторон своего внутреннего «Я». На школьном этапе процесс познания не прекращается, так что не стоит открещиваться от уроков. Образование — это интеллектуальный базис для определенного направления. Оно дается для культурного уровня, эрудиции, для воспитания критического мышления.

 

Профессию невозможно выбрать в 17 лет

Следующий блок беседы был связан с проблемой выбора профессии. По окончании школы от нас требуют определиться с занятием на всю жизнь, однако, нет никакой «той самой профессии» для нас. Есть виды деятельности, которые подходят нам лучше или хуже других. Под видом деятельности имеется в виду некая область, к примеру, цифры, техника, человеческие отношения, к которым у нас есть тяга, и где можно чувствовать себя как рыба в воде. Интерес нередко меняется на протяжении всей жизни, но важно понимать свои сильные и слабые стороны и успешно развиваться в разных сферах. Оксана Васильевна, отметив, что сейчас только 30% школьников в состоянии ответить, кем желает стать, посоветовала: не стоит прятать голову в песок и впадать в истерику, ведь молодежи свойственно находиться в поиске себя, и от смены вуза на втором курсе не наступит конец света. Это нормально, можно выдохнуть.

Наверняка, вы вспомните о «людях с призванием», у которых на роду написано быть врачом или учителем. Подобных людей на земле единицы, их восприятие мира зависит от воспитания и во многом от окружения. Уже к 7–8 годам подобные индивиды выделяются из общей массы направленным интересом и волей. При этом важно помнить, что, выбирая образование, мы не выбираем профессию. Слушая профессионала своего дела, педагога и востребованного терапевта действительно понимаешь, что мир движется в сторону менее специализированного образования, а, значит, нам предстоит переучиваться несколько раз, достигая универсальности и становясь желанным работником для каждой сферы общества, почему бакалавриат и становится менее востребованным. Зачем вам базовое высшее образование, если после получения диплома статистика принятия на работу в сфере адвокатуры растет в пользу смежных отраслей? Задав этот риторический вопрос, наша гостья призвала «прокачивать» важные компетенции.

 

«Прокачивайте» важные компетенции!

Ладно, мы поняли, что выбор профессии не из разряда «вопрос жизни и смерти». Мы можем плыть по течению, отслеживая тенденции определенного направления, однако, получив образование, как стать успешным в своем деле? Даже если вы будете иметь три высших образования, диплом отличника, отзывы от уважаемых людей, вряд ли вы сможете достигнуть реальных высот. Никто не любит замкнутых, не умеющих презентовать себя людей. Качество профессионала заключается не только в его уме, но в целом комплексе компетенций, которые можно тренировать.

 

Урок риторики

Прежде всего, Оксана Васильевна призвала нас обратить внимание на свою речь, на словарный запас. Грамотный человек не может опускаться до жаргона или намеренно укорачивать свою речь, лишая ее звучности. Даже на самые обычные выражения он имеет десяток синонимов. Следующий совет прозвучал неожиданно: «Выступайте! Как можно больше говорите с людьми, высказывайте свое мнение на публике. Неважно, о чем вы будете говорить со своей компанией, будь то критика нового фильма или вопрос бытия, говорите и выходите из зоны комфорта». Чтобы не бояться каверзных вопросов или переживать за свои ораторские способности, надо тренировать навык словесной импровизации. Попробуйте встать перед зеркалом и пять минут говорить, скажем, о березе. Что в голову придет, только соблюдайте логику в рассказе. По ходу сеансов вы откроете в себе удивительные умения. Вот такой урок риторики преподала нам прекрасно владеющий своей речью медик-профессионал. Не случайно в конце встречи Оксана Васильевна подарила нам уникальное пособие по деловой риторике и автореферат своей диссертации.

 

Главное — личностный рост

Следующие лайфхаки от профессора касались проблем саморазвития. Убедительно звучали ее слова, призывающие непременно выполнять одно дело личностного роста в день, причем, запланировав его и стараться выполнить его до шести часов вечера. Это может быть что угодно, на ваше усмотрение: просмотр документального фильма, помощь маме на кухне. Только подумайте, за год у нас накопится 365 полезных дел, так можно даже жизнь свою изменить. Не бойтесь отличаться, принимать собственные обдуманные решения. Выходите добровольцем на общественные площадки, организуйте кружок по интересам в школе, показывайте себя и вдохновляйте других. Не секрет, что большинство из нас не умеют планировать свое время. Мы услышали простой дельный совет: «Все просто. Заведите ежедневник, носите с собой, отмечайте успехи. Так время не будет утекать сквозь пальцы, и вы будете больше успевать».

 

О здоровье физическом и духовном

Помните о здоровье. В юном возрасте не стоит загонять себя, организм еще растет, нервы слабенькие. Выкраивайте себе час для прогулки, запишитесь на плавание, делайте зарядку. Все-таки именно вы ответственны за свою жизнь, за свое здоровье. Важным для нас стал совет, связанный с нравственной стороной состояния внутреннего «Я», что, безусловно, влияет на физическое здоровье: «Развивайте критическое мышление, научитесь думать своей головой. Мы находимся в обществе потребителей, где умеющих думать боятся». В свою презентацию Оксана Васильевна включила просмотр фрагментов мультфильма «Шрек», сцены, где Фиона своим пением заставляет взорваться птицу, а потом забирает ее невылупившихся детей на яичницу. Дети смеются! Родители позволяют смотреть это! Когда смерть в эфире стала настолько комичной? Кто вырастит из этих «пожирателей рекламы»? Меня, как журналиста, в связи с темой критического мышления весьма заинтересовало «Окно Овертона» — концепция о том, как даже в самое высокоморальное общество можно насадить любую идею. На примере легализации каннибализма лектор эмоционально описала разные этапы возведения асоциального поведения в ранг разумных и общепринятых действий. Увы, но нашему поколению придется здорово поумнеть, чтобы оставить потомкам возможность думать.

 

Пример для подражания

Вы уже поняли, что за короткий промежуток времени Оксана Васильевна успела нас здорово удивить. Всегда поражает то, как люди могут измениться и сколько детского остается во взрослых. Золотая медалистка, талантливая ученица, сыгравшая главную роль на малой сцене театра «Глобус», проказница (учителя до сих вспоминают, как Оксана, тогда еще Латынцева, затопила со своим классом на дежурстве первый этаж, пытаясь эффективно помыть парты), невероятно везучая и энергичная девушка, которая никогда не отступала от своих целей, какие бы испытания не приходилось ей преодолевать, стала настоящим примером для подражания. Она оказалась потрясающей женщиной с вечно молодой, творческой душой, полной идей и вдохновения. Рассказав нам о своем пути в научную медицину и памятных советах учителей, она вселила в нас то трогательное чувство, когда хочется совершить невероятный поступок, чтобы стать таким же успешным и смелым, обаятельным и открытым профессионалом своего дела.

В самом начале лекции Людмила Демьяновна очень точно представила нам гостью, предложив «настроиться на камертон души Оксаны Васильевны». Никого не оставила равнодушным то, как в душе доктора наук сохранилась «Барышня-крестьянка» с малой сцены «Глобуса», каково было русскоязычной девушке в Америке или на четырехчасовой защите докторской. Мы получили заряд позитивной энергии, настроились на нужный для нового учебного года лад, почерпнули силы для новых задач. Огромное спасибо теплой в общении, невероятной Оксане Васильевне за встречу, ведь так приятно, что наметились точки пересечения наших интересов, что захотелось продолжить наш диалог о современном искусстве, об образовании, о способах влияния на людей. Впереди новые свершения, новые горизонты, открытые во время этой удивительной встречи.

Дата последнего обновления страницы 16.10.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»